Назад

СОДЕРЖАНИЕ

1. Информация.
2. Вероятность и причинность.
3. Диагностика.
4. Диагностика и формализация.
5. Диагностика и распознавание образов.
6. Диагностика и системный метод исследования.
7. Диагностика и принятие решений.
8. Диагностика и эвристика.
9. Диагностика и алгоритмы.
10. Диагностика и случайность.
11. Диагностика и прогнозирование.
12.Литература.

1. Информация.

Болшую роль в жизни и повседневной деятельности играет понятие информации, если не основную.
Говорят, что информация правит миром.
Поэтому было бы полезно разобраться с этим понятием, тем более если речь идёт о принципах такой деятельности, как диагностика. Разобравшись с понятием информация можно лучше понять методы и принципы диагностики.
Итак:
Что такое информация?
Понятие информация происходит от латинского слова "informatio", которым первоначально обозначался процесс передачи сообщения или то, что передаётся, т.е собственно сообщение.[6, стр. 6]

Т.к. информация - это активная часть процесса познания, естественно популярно разобраться с этим понятием исходя именно из этого естественного процесса.
Итак:

Данные, информация, знание, мудрость - ступеньки лестницы познания. Здесь одна часть переходит в другую без чётких границ между ними в результате действий над предыдущей частью.[6, стр. 7]

1. Случай, происшествие, некоторые обстоятельства или изменения в состоянии мира - это событие (факт).Для его представления вводятся символы - цифры, буквы, линии ,картины и т.п.Организованные по определённым правилам эти представления являются данными.

Данные (факты) - это представления (буквы, цифры, графики, символы и т.п.), организованные в соответствии с формальными правилами и принятыми нормами.

2. Человек воспринимает данные, когда они действуют на его чувствующий аппарат.При этом человек становится осведомлённым относительно данных. В этом случае говорят, что человек получает информацию, т.е. он теперь информирован.
Быть информированным означает быть осведомлённым о чём-либо.

Информация - это тоже данные, но уже отобранные приёмником.

3. Информацию можно воспринимать по-разному: хранить её в своей памяти или например, записать на бумаге.Такое представление данных, о которых человек осведомлён, также входит в понятие информации. Интерпретация полученных сведений требует вовлечения познавательных процессов более высокого уровня, в результате чего наступает понимание.
Так возникает знание.

Знание - это особым образом сохранённая и структурированая (обработанная и организованная) информация.

4. Последняя ступень - мудрость, которая всегда предполагает включение ценностей в суждении.Обладать способностью к совершенствованию через знание - значит быть мудрым.

Мудрость - применение знания.

Информация может быть классифицируется по видам.
Например: генетическая информация, геологическая информация, экономическая информация, техническая информация и т.д.

Для любой информации можно указать три объекта взаимодействия:

1. Источник информациии.
2. Приёмник информации (её потребитель).
3. Объект или явление, которые данная информация отражает.

Можно выделить свойства, важнейшими из которых являются свойства информации с точки зрения потребителя.[4, стр. 46]

1. Качество информации - обобщённая положительная характеристика информации, отражающая степень её полезности для пользователя.
2. Релевантность - способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя.
3. Полнота - свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект и/или процесс.
4. Своевременность - способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени.Ценность информации существенно зависит от своевременности её получения.
5. Достоверность - свойство информации не иметь скрытых ошибок.
6. Доступность - свойство информации, характеризующее возможность её получения данным потребителем.
7. Защищённость - свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения.
8. Эргономичность - свойство, характеризующее удобство формы или объёма информации с точки зрения данного потребителя.

Здесь также уместно будет выделить свойство ценности информации, которое в свою очередь может быть получено в результате некоторых операций над вышеперечисленными свойствами. Также ценность информации зависит от её предварительного запаса у приёмника (потребителя).
Такой предварительный запас называется тезаурусом.[6, стр. 9]
Только тогда, когда существует цель, полностью раскрываются значение, ценность и смысл информации.

В прикладной информатике различают четырехэтапный цикл жизни информации:[4]

1. Воприятие информации.
2. Сбор информации.
3. Передача информации.
4. Обработка информации.

В свою очередь, обработка информации может включать сортировку (классификацию) и поиск (поиск и выборку нужных данных из хранимой информации), а также, если нужно, уничтожение информации.
К обработке информации можно отнести и принятие решения.

Замечательной особенностью информации, отличающей её от материи и энергии, является её неисчерпаемость.Сколько бы мы ни брали информации из источника информации, её столько же и останется.[6, стр. 7]

Теперь разберём понятие модели:
Можно выделить два уровня рассмотрения данных: логический (верхний) и физический (нижний) уровни.Физический уровень служит источником информации для логического уровня. И вот на логическом уровне для более эффективного исследования пользуются моделями.[См. напр.7: Аналогия и моделирование]
Рассмотрим два вида, как нам кажется, основных моделей.
1. Информационные.
2. Концептуальные.
Между этими видами моделей весьма тонкая грань, между тем такое разделение следует рассмотреть для лучшего понимания.

Информационной моделью называется организованное в соответствии с определённой системой правил отображение объекта внешней среды и способов их взаимодействия.С помощью информационной модели мы можем увидеть объект или процесс в том виде, который недоступен обычному восприятию: например, с помощью какого-либо прибора (в рентгеновских или инфракрасных лучах, увидеть напряжения в строительных конструкциях, распределение плотности вещества и т.п.)[6, стр. 11]

Информационная модель - это логическая копия реального объекта или явления.

Теперь дадим определение концептуальной модели.
Совокупность представлений, возникшая на основе информационной модели, ранее накопленных знаний и сложившаяся применительно к решаемой задаче, называется концептуальной моделью.[6, стр. 11]
Для того, чтобы правильно интерпретировать информацию, пользователь должен обладать соответствующей концептуальной моделью, т.е обладать знаниями, а не отрывочными, невзаимосвязанными фактами. Различные предметные области (будь то биохимия, физиология, геология, физика или их специализированные разновидности) имеют свои концептуальные модели, исходя из которых мы и можем делать логические выводы, делать заключения и т.п.

2. Вероятность и причинность.

Теория вероятностей есть в сущности не что иное, как здравый смысл, сведённый к исчислению: она заставляет оценивать с точностью то, что справедливые умы чувствуют как бы инстинктом, часто не умея отдать себе в этом отчёта.[3, стр. 555]
Такие слова есть в книге "Опыт философии теории вероятностей" Лапласа.

Основное понятие теории вероятностей - это случайность, случай.
Так что же такое - случай?
Для популярного разъяснения обратимся всё к тому же Лапласу.

...Все явления, даже те, которые по своей незначительности как будто не зависят от великих законов природы, суть следствия столь же неизбежные этих законов, как обращение солнца.
Не зная уз, соединяющих их с системой мира в её целом, их приписывают конечным причинам или случаю, в зависимости от того, происходили ли и следовали ли они одно за другим с известной правильностью или же без видимого порядка, но эти мнимые причины отбрасывались по мере того, как расширялись границы нашего знания, и совершенно исчезли перед здравой философией, которая видит в них лишь проявление неведения, истинная причина которого - мы сами.[3, стр. 558-559]

...Всякое имеющее место явление связано с предшествующим на основании того очевидного принципа, что какое-либо явление не может возникнуть без производящей его причины.
Эта аксиома, известная под именем "принципа достаточного основания", распространяется даже на действия, считаемые безразличными.
Воля, самая свободная, не может породить эти действия без побуждающей причины, потому что, если бы она действовала в одном случае и воздерживалась от действия в другом при полном подобии всех обстоятельств обоих положений, то выбор её был бы действием без причины: она была бы, как сказал Лейбниц, слепым случаем Эпикурейцев.
Противоположное мнение есть иллюзия ума, который, теряя из виду мелкие причины того или другого выбора воли (Бога) в безразличных поступках, убеждается, что она определяется самой собою и беспричинна.

...Таким образом, мы должны рассматривать настоящее состояние Вселенной (мира) как следствие её предыдущего состояния и как причину последующего.

Вот ещё одна выдержка по этой теме...
Всё фактическое необходимо, и цепь необходимости, которой связаны ряды мировых состояний именно в таком, а не в каком-нибудь ином порядке, заключается в системе законов природы, которым подчиняется как всё в отдельности, так и весь мир в своей совокупности.[3, стр. 561]

...Таким образом, строго и безусловно исключается всякая случайность в абсолютном значении этого слова ...Остаётся, таким образом, лишь та относительная случайность, которая состоит в неожиданном для нас совпадении двух причинных рядов, до сих пор протекавших отдельно.

...Строгая закономерность мирового процесса, как в общем, так и в частностях, совпадает с его объяснимостью: если бы эта закономерность прекратилась, то и наш разум был бы бессилен.[3, стр. 562]

Итак:
Явления, которых мы с точностью предусмотреть или предсказать не можем, - потому ли, что ещё не знаем их причин, или потому, что эти причины слишком сложны и разнообразны, - мы называем случайными явлениями.[3, стр. 562-563]

Теперь должно быть ясно, как важно правильно понимать следствие и его причины.
А если мы не можем сказать точно, что вот это - следствие, а это - его причина, то здесь уже надо использовать понятие вероятности.
Не имея возможности судить о появлении ожидаемого события достоверно, мы стараемся всё же найти какие-либо (в большинстве случаев - опытные) данные, которые позволили бы нам с некоторыми бесспорными основаниями утверждать, что одни из этих событий более, а другие менее вероятны.[3, стр. 563]

Вероятность события - это отношение числа случаев, благоприятных появлению события к числу всех случаев, могущих появиться при данном наблюдении.[3, стр. 565]

Очень важно уметь различать вероятность и причинность тех или иных событий, т.к. подмена причины вероятностью грозит различными заблуждениями и фантазиями.

3. Диагностика.

В общем случае, диагностика - это процесс поиска ответа на поставленный вопрос.
В основном это вопрос, связанный с работоспособностью или функционированием.
Конкретизирует диагностику предметная область, к которой применяется диагностика.
Например:
медицинская диагностика в медицине, техническая диагностика в технике и т.п. Метод, который применяется для диагностики - это уже диагностический метод.
Диагностику можно охарактеризовать как задачу распознавания.
Также, в ней есть выбор, поэтому её ещё можно понимать как задачу принятия решения.

Диагностические методы сильно связаны с понятием информации: информация [Информация] - это движущая сила диагностики.

Обычно, в диагностике оперируют уже организованной информацией - информационными и концептуальными моделями.[Информация]

Вобщем, относительно информации, диагностику можно понимать как обработку информации. И правда, как результат диагностики мы получаем некоторую информацию - это на выходе, а на входе у человека, который проводит диагностику (диагноста) - информационные и концептуальные модели.[Информация]

Надо особо подчеркнуть, что эффективность диагностики сильно зависит от концептуальной модели, на основании которой работает диагност.

Концептуальная модель - это совокупность представлений человека о состоянии объекта, возникшая на основе информационной модели [Информация], ранее накопленных знаний и опыта и сложившаяся применительно к решаемой задаче.[6, стр. 11]

Человек стремится к созданию такой концептуальной модели, которая была бы оптимально упорядочена относительно причинно-следственных связей в объекте и создавалась бы за минимальное число шагов зрительного поиска информации.[6, стр. 11-12]

Одна и таже информационная модель в зависимости от решаемой задачи порождает в сознании человека различные концептуальные модели.[6, стр. 12]

У человека сначала формируется концептуальная модель, а уже потом он выделяет и накапливает факты.[6, стр. 13]

Концептуальная модель может определятся жизненным или профессиональным опытом человека.
То, что человек отбирает только те данные, которые соответствуют его концептуальной модели, подтверждает то, как по-разному описывают одно и то же событие разные люди - мужчины и женщины, молодые и старые, спокойные и неуравновешенные, люди разных профессий.[6, стр. 14]

Таким образом, можно существенно повысить результативность диагностики умелым выбором и использованием концептуальной модели, причём в рамках оной и той же информационной модели.
Как нам кажется, именно такой механизм имеет место при интеллектуальном решении диагностических задач.

И действительно, всякая диагностика - это творческий процесс.
Например,
в реальном мире, чётко оределить условия задачи часто не представляется возможным, поэтому тут идут в ход различные "уловки" (приёмы нерационального мышления - творческие процессы)[См. Диагностика и эвристика],[2 стр.44].
При нечёткой входной информации получить на выходе более менее чёткую информацию - это искусство.

На наш взгляд, вышеперечисленные задачи должны решаться в рамках аппарата информационных технологий.[4]
Ведь если уж какой-то метод и связан с обработкой информации, то это диагностика и поэтому нужно и применять соответствующую методику, методику информационных технологий (аппарат информационных технологий).
Несомненно, всё это будет сказываться на эффективности решения диагностических задач.

Также, очень важно для диагностики знать адекватную модель диагностируемого объекта.
Адекватность - свойство информации однозначно соответствовать отображаемому объекту или явлению.
Адекватность оказывается для потребителя внутренним свойством информации, проявляющем себя через релевантность и достоверность.[4, стр. 47]
Таким образом, адекватная модель - это взаимнооднозначная.[См. напр.7: Аналогия и моделирование]

У диагностических методов есть также эволюционное развитие.
Если сначала какая-то часть информации не принималась во внимание или принималась, но не итерпретировалась как полезная для диагностики (фактически признавалась шумом [Вероятность и причинность]), то по прошествии некоторого времени могут быть выяснены некоторые факты относительно этой бесполезной (а может считавшейся и вредной для диагностики) информации (шума) и она может стать также диагностической.
Коротко говоря, шум в результате дальнеших исследований и развития метода может превратится в полезную для диагностики информацию.
Важно скурпулёзно разобрать роль "шума" на настоящий момент.

В заключении хотим заострить внимание на человеческом факторе в диагностике, а именно на феномене понимания.
Вообще, надо сказать, что в диагностике большую роль играет этот психологический феномен.
Можно предположить, что механизмы процесса понимания человеком и диагностики должны иметь сходную организацию, ведь на диагностику можно смотреть как на задачу понимания.

4. Диагностика и формализация.

Формализация - это уточнение содержания изучаемых предметов, которое давало бы право оперировать ими с помощью математических и логических методов.[1, стр. 393]

Учёные стараются разобраться в особенностях "метода" описания окружающей нас действительности.Стараются разобраться бесристрастно и скурпулёзно с благородной целью узнать, как, какими средствами мир чувств отражает картину жизни, природы - отражает реальность.
И что же они узнали?
К каким выводам пришли?
Считают, среди прочих описаний реальной жизни наиболее гибкое, чуткое, богатое оттенками словесное описание. Действительно, чего только не опишешь словами, какие только нюансы не придашь сказанному, как только не расскажешь об увиденном!
Да, говорят учёные, словесное описание гибко, богато оттенками, но субъективно и отличается невысокой степенью достоверности.
Есть другой, совершенно противоположный подход к описанию картины жизни - естественнонаучный подход.

Особенность естественнонаучного подхода в изучении реального мира в том, что наука пишет увлекательную повесть о сокровенных тайнах природы не на красочном языке, вызывающем живые ассоциации и яркие образы, а на своём языке, где всё индивидуальное, субъективное приносится в жертву абстрактному, объективному, общему.

Сухие и строгие схемы, графики, чертежи, формулы, таблицы, уравнения, символы помогают "оголять" существенные черты действительного мира, описывать "конструкцию" реального мира, отмечать взаимосвязи в природе.Очень точно разницу между научным методом познания и методом познания, свойственным искусству, определяют следующие слова: если искусство заставляет нас плакать и смеяться, то наука - понимать и вычислять.[1, стр. 394-395]

Жёсткие рамки формальных взаимоотношений, выделяющие "жёсткое существо дела", - вот то главное, что наиболее характерно для метода формализации, где основа основ - формальная система, представляющая собой совокупность четырёх элементов.[1, стр. 397],[См. напр. 7: Формализация.Язык науки.]

1. Исходящий алфавит - это то, что формализуется.
2. Система ситаксических правил - она предназначена чтобы из алфавита строить синтаксически правильные конструкции.
3. Система аксиом - она позволяет осуществлять эти правила.
4. Система семантических (смысловых) правил - она наполняет синтаксические конструкции смыслом.

Самый распространённый из формальных языков - язык математики.
Формализация, оперируя искуственными, формализованными языками, вырывая из действительности только то, что можно уложить в формальную систему, занимаясь исчислением[См. Исчисление высказываний. Исчисление предикатов.: 9], как бы вычленяется из реального мира. Создаётся впечатление, что она - продукт "чистого ума" математиков.
Однако, такое суждение неверно: как бы ни казались формулы, символы существующими сами по себе, формализация, оперирующая ими, всегда, везде, во всём - процесс выявления различных сторон реального мира.
Формализованная наука лишь тогда имеет смысл, когда корректна, правильна, плодотвона.

До тех пор, пока тот или иной формальный язык беден, выразительные его средства ограничены, пока на нём нельзя сказать "слишком много", формализация возможна и нужна.[1, стр. 398-399]

Формализация помогает диагностическому процессу, т.к помогает намечать "поворотные пункты", которые упрощают решение той или иной задачи, раскладывают всё по полочкам.
Например, выделяют два типа задач:
1. Хорошо определённые.
2. Плохо определённые.
Хорошо определённые задачи легко решаются с помощью алгоритмов.
А вот для решения плохо определённых задач должны быть задействованы другие методы, например - эвристика.[См. Диагностика и эвристика.]

С помощью формализации находят структуру проблемы. А уж в структурированной проблеме проще разобратся чем в неструктурированной.
У решения структурированной задачи имеется алгоритм [4] - чёткая последовательность действий, ведущая к результату, следовательно решение такой задачи можно поручить компьютеру, превосходящему человека по точности исполнения инструкций.

5. Диагностика и распознавание образов.

В жизни приходится постоянно сталкиваться с проблемой узнавания: мы слышим звон будильника и узнаём, что уже утро, видим человека и узнаём в нём знакомого, чувствуем запах дыма и бежим выключать забытый и пылающий жаром утюг и т.д.
Как это делается?
Говорят, что для этого необходимо знать существенный признак или признаки предмета, который необходимо опознать.
Так врач определяет заболевание своего пациента по результатам анализов, опытный механик узнаёт поломку по шуму двигателя своей машины, астролог определяет судьбу по звёздам, а хиромант по линиям руки, - все они в своих выводах опираются на признаки, которые считают самыми важными, решающими для своих выводов.

Под образом обычно понимаются три связанных между собо вещи: [8, стр. 49]

1. класс объектов, объединяемых по некоторому признаку, который считается для данного объединения существенным.
2. сам этот существенный признак.
3. некоторый обобщённый объект, являющийся, в некотором смысле, типичным представителем своего класса.
(Здесь следует оговорится и сказать, что под объектами могут пониматься не только какие-либо материальные образования, а и чисто информационные объекты, т.е. данные или совокупность данных, играющих роль информирования либо о других данных, либо о процессах).

В живой природе способность классифицировать сложные ситуации приобретается обучением, поэтому наиболее часто в кибернетике рассматривается вариант постановки задачи распознавания как случай обучения узнаванию на примерах. (в психологии подобная задача назывется идентификацией понятий, а в киберенетике - распознавание образов).

Кибернетическая задача распознавания образов сильно связана с диагностикой (в некотором смысле эти две задачи могут показаться идентичными), т.к. задача диагностики и распознавания образов в сущности имеют одну и ту же цель - это распознавание и выбор.

6. Диагностика и системный метод исследования.

В самом общем и широком смысле слова под системным исследованием предметов и явлений окружающего нас мира понимают такой метод, при котором они рассматриваются как части или элементы определённого целостного образования.Эти части или элементы, взаимодействуя друг с другом, определяют новые, целостные свойства системы, которые осутствуют у отдельных её элементов. С таким пониманием системы можно часто встретиться в научно-технической литературе. Однако, оно применимо лишь для характкристики систем, состоящих из однородных частей и имеющих вполне определённую структуру. Тем не менее на практике нередко к системам относят сосокупности разнородных объектов, объединённых в одно целое для достижения определённой цели.
Главное, что определяет систему, - это взаимосвязь и взаимодействие частей в рамках целого.

Специфика системного метода исследования состоит в том, что для него характерно именно целостное рассмотрение, установление взаимодействия составных частей или элементов совокупности, несводимость свойств целого к свойствам частей.Нередко поэтому говорят, что если свойства простых совокупностей аддитивны, т.е. суммируются или складываются из свойств или величин их частей, то свойства систем как целостных образований неаддитивны.

Свойства, присущие только системе и отсутствующие у отдельных её компонентов, называются эмерджентными.[5, стр. 255]

Для диагностики весьма важен системный подход, т.к.:

1. Учитывание или неучитывание эмерджентных свойств диагностируемой системы имеет важное значение, а может быть и решающее.
2. Нецелостное рассмотрение диагностируемой системы чревато упрощением и следовательно неправильными результатами диагностики.

Например:
так, с точки зрения парадигмы самоорганизации становится ясным, что условием развития не только живых, но и динамических систем вообще является взаимодействие системы и окружающей её среды.
...Самоорганизация выступает как источник эволюции (развития) сложных систем, т.к. она служит началом процесса возникновения качественно новых и более сложных структур в развитии системы.
Неучитывание процессов самоорганизации [о самоорганизации см. также 7] в диагностике может коренным образом повлиять на её результат, также, как и поверхностный анализ [о анализе см. 7] решаемой задачи.

7. Диагностика и принятие решений.

Слова "принятие решений" в настоящее время используются очень широко. Принятие решений является важнейшим этапом, который определяет будущее.

Говорят, что наилучший вариант решения может быть получен путём математических расчётов, и есть случаи, когда это возможно.Гоаорят о компьютерах или роботах, принимающих решения, и это тоже имеет место.
Для подавляющего большинства человеческих решений нельзя точно рассчитать и оценить последствия. Можно лишь предполагать, что определённый вариант решения приведёт к наилучшему результату. Однако такое предположение может оказаться ошибочным, потому что никто не может заглянуть в будущее и знать всё наверняка.

В процессе принятия решений человек может выступать в качестве эксперта, т.е. профессионала в той или иной области, к которому обращаются за оценками и рекомендациями все люди, включённые в этот процесс.

В современной науке о принятии решений считается, что варианты решений характеризуются различными показателями - признаками, факторами, атрибутами или критериями.Количество критериев влияет на сложность задач принятия решений.При небольшом числе критериев задача сравнения альтернатив достаточно проста и прозрачна, качества по критериям могут быть непосредственно сопоставлены и выработан компромисс. При большом числе критериев задача становится малообозримой. При большом количестве критериев они обычно могут быть объединены в группы, имеющие конкретное смысловое значение и название. Основанием для естественной группировки критериев является возможность выделить плюсы и минусы альтернатив, их достоинства и недостатки. Такие группы, как правило, независимы. Выявление структуры на множестве критериев делает процесс принятия решений значительно более осмысленным и эффективным. Существуют шкалы оценок по критериям.

Не следует думать, что принятие решений есть одномоментный акт.
Очень часто это достаточно длинный и мучительный процесс.
В нём можно выделить три этапа: [Simon H.A, 1960]

1. Поиск информации.
2. Поиск и нахождение альтернатив.
3. Выбор лучшей альтернативы.
На первом этапе собирается вся доступная на момент принятия решения информация: фактические данные, мнение экспертов. Там, где это возможно, строятся математические (информационные) модели.
Второй этап связан с определением того, что можно, а что нельзя делать в имеющейся ситуации, т.е. с определением вариантов решений (альтернатив).
И уже третий этап включает в себя сравнение альтернатив и выбор наилучшего варианта (или вариантов) решения.[2, стр. 21]

Таким образом:
Делая то или иное заключение или вывод, мы всегда сталкиваемся с проблемой принятия решения, так что в диагностике (вобщем во всех процессах, подобных диагностике) задача принятия решений принимает весьма активную роль.

8. Диагностика и эвристика.

Эвристика изучает специальные методы, используемые в поисках открытия нового, основанные на общем опыте решения родственных задач в условиях большого выбора вариантов.[1, стр. 428]

Название науки эвристики происходит от всем известного восклицания Архимеда:
Эврика! Нашёл!
Эвристика изучает творческую деятельность.
Когда говорят о человеке творческом, имеют в виду, что он создаёт своё, отличное от других: сочиняет симфонии, пишет поэмы, рисует картины, изобретает.

Понимание творчества как созидания хотя и бесспорно, но ограничено.Ведь и врач, диагносцирующий или лечащий больного, решает творческую задачу. Следователь, распутывающий преступление, выступает как личность творческая. Токарь, задумавший изменить, улучшить резец для своего станка, ставит вопрос творчески. Поэтому творческой можно признать любую деятельность, когда человек подходит к своему труду с "живой" мыслью.

В тайну творчества пытаются проникнуть давно, и не одно поколение психологов старается узнать "технологические особенности" творческого процесса. Мнение, что человек творит по наитию, сменилось предположением, что этой способности он обязан рождением ассоциаций.
Открыли роль проб и ошибок в мыслительной и творческой деятельности, установив, что к правильному решению приходят через серию проб, учитывающих частоту успешных и ошибочных решений.
Принимали во внимание и гештальтпсихологический подход, когда творческий процесс наделяется чертами образа - мыслительной целостностью о предмете, явлении.

К пониманию творчества попробовали подойти с кибернетических позиций. Прежде всего формализовали проблему, выделили два типа задач - хорошо определённые и плохо определённые. К хорошо определённым отнесли только те, которые решающий твёрдо знает, как их надо решать.
Таких задач меньше, чем плохо определённых. Имея плохо определённую задачу, у решающего нет полной уверенности, что, выбрав ход решения, он производит действия наиболее эффективные, что его вариант в достижении цели лучший.
Типичная плохо определённая задача - выбор хода в шахматах.
Электронные вычислительные машины позволили начать изучение эвристической деятельности с помощью моделей. Среди них особое место занимают шахматы.

В психологии мышления существует так называемая лабиринтная гипотеза.
Теоретически она представляет решение творческой задачи как поиск пути в лабиринте, ведущий от начальной площадки к конечной.
При этом поиск осуществляется не полным перебором всех путей, а только более или менее эффективных.
Иными словами, перебор вариантов идёт лишь в узкой области поиска.
И кибернетики от простого перебора вариантов стремятся подойти к тому творческому методу, которым человек решает задачи.
Они пытаются осуществить это с помощью эвристического программирования.

Эвристические [См. также 2 стр.44]методы появились в результате желания понять сущность сложных преобразований, обеспечивающих эффективное решение проблем.

Главное в эвристическом методе - стратегия поиска решения.
В процессе реализации метода исполнитель как бы судит о своей деятельности, дополнительно собирает необходимую информацию.

Эвристическое программирование не раскрыло механизмов творческой деятельности человека, но приблизило исследователей к пониманию разных её составляющих. С помощью эвристических программ на ЭВМ моделируют условнорефлекторную деятельность живого организма и его целесообразное поведение при неполной информации о внешней среде.

Эвристический метод применяется также для задач на распознавание образов.
Решение в подобных случаях опять-таки ищут не на основе формальных методов, логически выведенных из различных гипотез, а используя аналогии, ассоциации. Именно по аналогии со схемами работы нервных клеток головного мозга построен персептрон - прибор, имитирующий глаз человека.

Не вызывает сомнения, что эвристические методы в применеии к задачам диагностики могут значительно повысить эффективность последней.
Поэтому стоит их изучать и применять.

9. Диагностика и алгоритмы.

Алгоритмический аспект диагностики рассматривался уже в разделе [Диагностика и формализация].
Здесь можно добавить следующее.

Алгоритм, как последовательность действий, ведущая к некоторому результату, может применятся ко всем задачам, в том числе и к плохо определённым.
Напримр, в случае плохо определённой задачи должен применяться эвристический алгоритм.[См. Диагностика и эвристика.]
Таким бразом, алгоритм должен быть уточнён в каждом конкретном случае и адекватен решаемой диагностической задаче.
Вообще, алгоритмизация такого вида деятельности, как диагностика, это непростая задача: здесь можно выделить несколько подзадач, одна из которых, самая трудная - это выявление экспертных знаний.
Такая задача сама должна решаться по определённому алгоритму, чтобы обеспечить достоверность экспертных знаний.

10. Диагностика и случайность.

В разделе [Вероятность и причинность] мы уже разбирали, что такое случайность достаточно глубоко.
Здесь, хотелось бы обратить внимание на случай пересечения двух временных рядов незавимсимых событий, т.к. именно здесь появляется случайный фактор, который может помешать правильной диагностике.

Помеха в диагностике влияет на правильность её результата в том случае, если диагност не распознал случайный фактор именно как случайный и приписал его к причинно-следственным факторам дигностируемого процесса или явления.
Такие случайные факторы можно рассматривать как шум в канале, из объёма которого диагност получает входную информацию для своей деятельности.

С другой стороны, такой "шум" тоже может нести определённую информацию, так что роль шума или случайного фактора/факторов должна скурпулёзно рассмотрена в конкретном процессе диагностики.

11. Диагностика и прогнозирование.

Прогнозирование - это специальное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.[1, стр. 291]

При прогнозировании производят выбор прогнозных признаков, находят зависимость между ними и прогнозируемым явлением, а с помощью статистических методов проверяют их устойчивость и надёжность физического обоснования.

И все-таки прогноз никогда не даёт конечной, статичной картины: типа - будет так, и всё.
Прогноз - картина динамическая. Он представляет прогнозируемое - будь то предмет или явление - как определённое звено в цепи непрерывного процесса, отличаясь не категоричностью, а гибкостью.

Существуют различные методы прогнозирования.
Например:
Метод обратной связи.
Он даёт возможность устанавливать связь между вариантами предвидения и планирования действительного будущего.
Также, можно достаточно эффективно прогнозировать с помощью создания различного рода моделей (объектов, замещающих при исследовании оригинал, и базирующихся на взаимнооднозначном соответствии определённой части свойств с целью переноса полученных сведений на оригинал.).

В последнее время особенно большое значение приобрёл метод экспертных оценок.
Здесь встаёт всё та же проблема - выявление экспертных знаний, о которой мы упоминали в разделе [Диагностика и алгоритмы].

Литература.

1. Пекелис Виктор
Кибернетика от А до Я: М.: Детская литература, 1990.

2. Ларичев О.И.
Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах: Учебник. - М.: Логос, 2000.

3. Игнатьев Е.И.
В царстве смекалки, или Арифметика для всех: Книга для семьи и школы ... - Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1995.

4. Острейковский В.А.
Информатика: Учеб. для вузов. - М.: Высш. шк., 1999.

5. Рузавин Г.И.
Концепции современного естесвознания: Учеб. для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999.

6. Шнейдеров В.С.
Занимательная информатика. - СПб.: Политехника, 1994.

7. Авторский коллектив под рук. профессора Самыгина С.И.
Концепции современного естествознания: Сер."Учебники и учебные пособия". Ростов н/Д: "Феникс", 2000.

8. Фармаковский В.В.
ЭВМ - оракул XX века: Искусственный интеллект. Проблемы и решения. - Нижний Новгород, 1993.

9. Пухначев Ю., Попов Ю.
Математика без формул. - М.: АО "СТОЛЕТИЕ", 1995.

Hosted by uCoz