...
Кто может, или считает,
что это так,
но не делает
значит тот не может сделать
(логический вывод)
Традиционно принято считать, что медицинские задачи плохо
структурированы и плохо поддаются
структуризации, а поэтому, естественно,
что алгоритмическая методология не вошла в моду у медиков.
Но никто достаточно убедительно не может доказать, что
такая методология принципиально не может быть
применена для решения медицинских задач, в данном случае,
для решения задач, связанных с диагностикой.
Между тем, такая методология давно применяется: в технике (анализ и проектирование), при управлении большими предприятиями, при проектировании больших и сложных программных систем. Есть специальные программные продукты, поддерживающие данную методологию.
Человеческое сознание имеет свойство неустойчивости его форм.
Это и плохо и хорошо.
Если бы сознание имело фиксированность форм, то у человека не было бы
интеллекта: он не смог бы постигнуть ничего нового.
В силу эмоциональности сознания, человек способен к творчеству (См. Диагностика и эвристика),
но если избыток эмоциональности, то в результате будет рассеянность и неспособность
усвоить информационный материал.
Таким образом, доля сознания человека
важна некая "золотая середина", найти и тем более сохранять которую,
порой, очень трудно.
И вот тут на помощ приходит язык как средство
"фиксирования" форм сознания (мыслей),
как средство визуализации и/или описания этих форм (под которой скрыта,
быть может гораздо более серьёзная проблема: проблема идентификации).
Языки могут различаться по степени визуализации (идентификации), а следовательно
быть более или менее эффективными в решении задач.
Например, обычный разговорный звуковой язык по степени визуализации самый примитивный,
но зато требует минимум средств для реализации: желание говорить и
знать некоторую грамотность. Напротив, рисунок обладает максимумом
по степени визуализации, но требует много средств: краски, умение рисовать (грамматика).
Межу ними можно поставить графический, схемный язык, который, возможно
и представляет собой ту "золотую середину", которую часто не "схватить"
нашему сознанию чтобы успешно решить чего-либо (чёткость, логичность).
И естественно, что
у этого языка есть своя грамматика, а также средства и методы (методология
и технология). Такой язык ещё можно определить как
информационно-логический или
структурно-логический.
Применение такого языка позволяет структурировать задачу, вводя чёткость и ясность,
увидеть систему вцелом (целостный подход), моделировать (заранее знать), повышает
надёжность и эффективность работы и т.п.
Нам видится, что информационно-логический
язык (соответствующая методология и технология) может быть достаточно
успешно использован и развит также и в медицине,
и в частности, в области диагностики заболеваний человека.
См. также схемы в Интеллект
С помощью визуализации знаний различными символическими средствами можно
эффективно решать достаточно широкий круг задач, связанный с диагностикой
заболеваний человека:
1. Целостный (системный) подход к моделированию организма и его процессов, и, на этой
основе, системный подход к диагностике заболеваний. При этом также
решается экологичность диагностики.
2. Моделирование диагностики
3. Структурирование рабочей предметной области:
а) чёткое разделение функциональной (активностная модель) и
предметной (модель данных) составляющих
a) идентификация рабочих сущностей (например, функциональных систем)
б) идентификация рабочих логических уровней (системных срезов)
с) идентификация рабочих процессов
и таким образом, привнося чёткость и ясность, алгоритмизировать
процесс диагностики
4. Документирование процесса диагностики
5. Выявление экспертных знаний.
6. Построение программных систем, эффективно помогающих надёжно
решать диагностичекие задачи.